Много лет назад, ещё до Майдана, мы приехали в Киев на гастроли.
Как же было чудесно! Как тепло нас встречали! Мы гуляли по городу, уплетали жирнющие вареники в «Пузата Хате», бродили по священным лабиринтам Киево-Печерской лавры…
И вдруг, в самом центре города, на высоком холме, мы увидели крохотный, темный стенами то ли храм, то ли саркофаг… Оказалось, это был «Музей Голодомору-Геноциду». Мы зашли….
…Боже мой, как я рыдала… Я вышла из этого «музея» с отравленным сердцем и ясным, впервые осознанным предчувствием катастрофы.
В этом «музее», по всем законам драматургии, с цветом, светом, звуком, коверкалась по чьему-то дьявольскому умыслу наша общая с украинцами история. Режиссура экспозиции вела к тому, что русские умышленно, именно по национальному признаку, морили голодом украинцев. будто бы кормили собственных детей, но не давали хлеб украинским, из ненависти, конечно.
Боже мой!… И это тогда, года у нас вымерло пол-России, почти все Поволжье, от того же самого голода. Три миллиона человек! Огромная Трагедия…исторические ошибки, которые должны были бы объединить нас в горе, если бы мы все были добрее, умнее, и больше готовы были любить, а не ненавидеть… Этот «музей» построили специально, сделав из него место, где сердцам ставили прививку ненависти и разобщения.
Вот тогда, выйдя из этого саркофага, рыдая на холме, с видом на святую Лавру, я всем израненным сердцем почувствовала - что-то готовится, что-то будет… Какие-то угли уже тлеют под кем-то заложенной взрывчаткой.
Я - человек, у которого уже 20 лет нет в доме телевизора. Который не читает и не смотрит новости. Никакие. Так называемые «правильные, непропагандистские» в том числе.
Потому что я - огромный аллергик на нелюбовь. И не могу ничего воспринимать, когда под видом здравомыслия и отсутствия розовых очков, с холодной усмешечкой, с саркастичным упоением, вытаскиваются, исследуются соринки, пылинки, брёвнышки в глазу ближнего своего, чтобы в финале в очередной раз плюнуть: «ну это же Россия»…
В последние дни я места себе не нахожу… Я рыдаю, молюсь, я не могу уснуть… Я лежу ночью, и смотрю на вечные звёзды… а Божье небо сейчас такое ясное! … и вся душа моя - как комок боли.
Все эти годы мы, два родных друг другу народа, позволили себя вести, как баранов, на веревке ненависти. И теперь пожинаем страшную жатву.
И мы, и украинцы, оказались неталантливы, неспособны ни к любви, ни к дружбе.
Объединяться мы умеем только на почве ненависти.
Посмотрите, и вы увидите, что ненависть - это новая форма вдохновения. Она высекает высокие слова, готовность к решительным действиям, к подвигу, даже поэзию…
В ненависти мы чувствуем себя «здравомыслящими», якобы без иллюзий, якобы за справедливость…
Если не верится - проведите эксперимент. Попробуйте начать судить о каком-то событии чуть более объемно, не осуждать сразу, попробовать понять причину… Попробуйте увидеть хорошее и написать об этом. Или снять репортаж. Попробуйте выйти на демонстрацию, объединённые не протестом и ненавистью, а какой-то доброй идеей…
Общество тут же заставит вас почувствовать себя в лучшем случае идеалистом, а вообще - абсолютным идиотом с промытыми мозгами.
Есть ли у нас шанс с такими настройками ума и сердца что-то изменить к лучшему в ближайшие годы?… десятилетия?….
Пожалуйста, молюсь я каждый день, Господь, Пресвятая Богородица, умягчи наши сердца… Не даждь нам, Мати благосердная, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение….
Господи, спаси!